ВВЕДЕНИЕ В ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ

Павел Гулькин,
Российский Технологический Фонд

Привлечение акционерного капитала в мелкие и средние частные компании как явление и процесс не было известно в пост-перестроечной России вплоть до последнего времени. Рынок свободного капитала у нас до сих пор еще не сложился, поэтому, собственно говоря, и привлекать-то пока особенно нечего. Таково, во всяком случае, мнение большинства мелких и средних предпринимателей в России. Большие надежды поначалу возлагались на массированные иностранные инвестиции, но образ богатого простака-иностранца потускнел в сознании россиян где-то в начале 90-х годов, и на смену ему пришел другой - алчного транснационального "инвестора", заодно с государственными чиновниками скупающего на корню и за бесценок национальное российское достояние - алюминиевые и сталелитейные заводы, нефтяные месторождения и телефонные компании, леспромхозы, молокозаводы, косметические фабрики и типографии.

Активное проникновение на российский рынок иностранного капитала, сопровождающееся оттоком национального капитала за пределы страны, порождает множество проблем экономического, социального и психологического свойства. Между тем, интеграция российской экономики в мировое экономическое пространство - процесс необратимый. Принципы и этика цивилизованного бизнеса все глубже и глубже проникают в сознание российского предпринимателя и его повседневную деловую практику. К сожалению, история отечественного бизнеса насчитывает еще слишком мало лет, чтобы в России успел сформироваться новый тип бизнесмена, свободного от тяжкого наследия социализма и азарта периода дикого капитализма.

Государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства (собственно, как и бизнеса вообще) также пока еще далека от совершенства. Противостояние государства и общества больнее всего отзывается на тех, кто решился начать свое дело, зачастую на пустом месте, с нуля. Этим людям приходится жить и работать во враждебном окружении. С одной стороны - государство с его конфискационной налоговой политикой и коррумпированным чиновничеством, с другой - "братва", со своими, не менее категоричными методами. Ощущение незащищенности порождает у одних безверие и апатию, а у других, напротив, воспитывает характер и бойцовские качества - залог успеха любого начинания.

Неразвитость деловой инфраструктуры в России в сочетании с информационной непроницаемостью и пережитками многолетней изоляции страны от остального мира в сознании многих предпринимателей мешают увидеть, что в России сегодня уже работает новая финансовая индустрия - венчурный капитал.

"Венчурный" или "рисковый" капитал - малопонятный для подавляющего большинства россиян феномен. Его путают с банковским кредитованием или благотворительностью. Информации о характере и деятельности венчурных фондов и компаний практически нет, не считая нескольких путаных заметок в московских и петербургских изданиях. Российские поисковые системы в Internet дают всего пару-тройку ссылок на сайты, где так или иначе упоминается слово "венчур", которое при этом не перестает оставаться смутным и неясным. Между тем, российский (по месту деятельности, а не происхождению) венчурный бизнес существует уже более 4-х лет. Немалый срок, если принять во внимание быстротечность перемен в бывшем Советском Союзе.

Название "венчурный" происходит от английского "venture" - "рискованное предприятие или начинание". (Помните, в эпоху перестройки совместные предприятия также именовались "joint ventures", что, возможно, более правильно было бы переводить как "совместное рисковое начинание".) Сам термин "рисковый" подразумевает, что во взаимоотношениях капиталиста-инвестора и предпринимателя, претендующего на получение от него денег, присутствует элемент авантюризма. И это на самом деле так. Рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами - физическими или юридическими лицами (unquoted или unlisted companies) . Инвестиции направляются либо в акционерный капитал (equity investment или financing) закрытых или открытых акционерных обществ в обмен на долю или пакет акций, либо предоставляются в форме инвестиционного кредита (debt financing), как правило, среднесрочного по западным меркам, на срок от 3 до 7 лет. Процентная ставка по таким кредитам либо не устанавливается, либо составляет LIBOR + 2 - 4%.

На практике, однако, наиболее часто встречается комбинированная форма венчурного инвестирования, при которой часть средств вносится в акционерный капитал, а другая - предоставляется в форме инвестиционного кредита.

Венчурный инвестор, как правило, не стремится приобрести контрольный пакет акций компании (во всяком случае, при первичном инвестировании). И в этом - его коренное отличие от "стратегического инвестора" или "партнера". Последний зачастую изначально желает установить контроль над компанией, интересующей его по тем или иным соображениям.

Цель венчурного капиталиста иная. Приобретая пакет акций или долю, меньшую, чем контрольный пакет (minority position или stake), инвестор рассчитывает, что менеджмент компании будет использовать его деньги в качестве финансового рычага (financial leverage) для того, чтобы обеспечить более быстрый рост и развитие своего бизнеса. Ни инвестор, ни его представители не берут на себя никакого иного риска (технического, рыночного, управленческого, ценового и пр.), за исключением финансового. Все перечисленные риски несет на себе компания и ее менеджеры (помните: joint venture). При этом, еще одним предпочтением венчурного инвестора является принадлежность контрольного пакета менеджерам компании. Имея у себя контрольный пакет, они сохраняют все стимулы для активного участия в развитии бизнеса. Если компания, в период нахождения в ней в качестве совладельца и партнера венчурного инвестора добивается успеха, т.е. если ее стоимость в течение 5-7 лет увеличивается в несколько раз по сравнению с первоначальной, до инвестиций (pre-money valuation), риски обеих сторон оказываются оправданными и все получают соответствующее вознаграждение. Если же компания не оправдывает ожидание венчурного капиталиста, то он может полностью потерять свои деньги (в том случае, когда компания объявляет себя банкротом), либо, в лучшем случае, вернуть вложенные средства, не получив никакой прибыли. И второй и третий варианты считаются неудачами. Прибыль (capital gains) венчурного капиталиста возникает лишь тогда, когда по прошествии 5-7 лет после инвестирования он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Поэтому венчурные инвесторы не заинтересованы в распределении прибыли в виде дивидендов, а предпочитают всю полученную прибыль реинвестировать в бизнес. Сам процесс продажи в венчурном бизнесе также имеет свое название - "exit" - "выход". Период пребывания венчурного инвестора в компании носит наименование "совместного проживания" - "living with company".

Разделение совместных рисков между венчурным инвестором и предпринимателем, длительный период "совместного проживания" и открытое декларирование обеими сторонами своих целей на самом начальном этапе общей работы - слагаемы вполне вероятного, но не автоматического успеха. Однако, именно такой подход представляет собой основное отличие венчурного инвестирования от банковского кредитования или стратегического партнерства.

Немного истории и статистики

Венчурный капитал, как альтернативный источник финансирования частного бизнеса, зародился в США в середине 50-х годов. В Европе он появился только в конце 70-х годов. До возникновения венчурного капитала в мире были известны несколько источников финансирования малого и среднего бизнеса: банковский капитал, крупные корпорации и компании и состоятельные люди, которых американцы и англичане с присущей английскому языку многозначностью называют "ангелы бизнеса" (business angels). Начинающий предприниматель мог организовать свое дело, действую по принципу "пан или пропал". Чтобы привлечь необходимые для "раскрутки" бизнеса средства, он одалживал деньги у родственников, друзей, знакомых, закладывал дом и имущество, надеясь только на успех и собственные силы.

Как и любое неординарное начинание, новый бизнес нуждался в сильных и энергичных личностях и новаторских подходах. Все началось в Силиконовой долине - колыбели современных информатики и телекоммуникаций. В 1957 году Артур Рок, в то время работавший в инвестиционной банковской фирме на Уолл Стрит, получил письмо от Юджина Клейнера, инженера из компании Shokley Semiconductor Laboratories в Пало Альто. Глава фирмы, Вильям Шокли только что удостоился Нобелевской премии за изобретение транзистора, но Юджин и несколько его коллег были не очень довольны своим шефом. Они искали фирму, которая заинтересовалась бы идеей производства кремниевого транзистора нового типа. Рок показал письмо своему партнеру и убедил его вместе полететь в Калифорнию, чтобы на месте изучить предложение Юджина. После их встречи было решено, что Рок соберет $1,5 млн. для финансирования проекта Клейнера. Рок обратился к 35 корпоративным инвесторам, но никто из них не решился принять участие в финансировании предлагаемой сделки, хотя, казалось, все были заинтересованы его предложением. Никогда ранее еще не случалось создавать специальную фирму под абсолютно новую идею, да еще и финансировать теоретический проект. Казалось, что все возможности были исчерпаны и затея обречена. Кто-то посоветовал Року поговорить с Шерманом Фэрчайлдом. Шерман сам был изобретателем и уже имел опыт создания новых технологичных компаний. Именно он предоставил необходимые $1,5 миллиона. Так была основана Fairchild Semiconductors - прародитель всех полупроводниковых компаний Силиконовой долины. После этого в послужном списке Рока были еще Intel и Apple Computer. К 1984 году имя Артура Рока стало синонимом успеха. Собственно говоря, именно он, похоже, был первым, кто вообще употребил термин "венчурный капитал".

Том Перкинс, другой знаменитый венчурный капиталист, совершил свою самую рискованную в жизни сделку приблизительно в то же время. Работая у Дэвида Пакарда, одного из совладельцев всемирно известной сегодня компании "Hewlett-Packard", он изобрел недорогой и простой в обращении лазер с газовой накачкой. Все свои сбережения - $10,000, отложенные на покупку дома, он вложил в новую фирму. Продукт оказался настолько успешным, что через короткий промежуток времени Перкинс сумел продать фирму компании Spectra-Physics. После этого он тоже встретил Юджина Клейнера и полностью посвятил себя венчурному бизнесу.

В те годы всех венчурных инвесторов Америки можно было собрать в помещении одного офиса. Ими были Артур (Арт) Рок и Томми Дэвис в Сан-Франциско, Фред Адлер в Нью-Йорке и Франклин (Питч) Джонсон вместе с Биллом Дрепером в Калифорнии. Создавать начинающие компании в те времена было непросто: настоящих предпринимателей было не так много, а инфраструктура, на которую можно было бы опираться, попросту отсутствовала. Первый фонд, сформированный Роком в 1961 г. был размером всего $5 миллионов, из которых инвестировано было всего 3. Корпоративные инвесторы не были заинтересованы вкладывать средства в малопонятные тогда финансовые структуры. Но результаты работы фонда оказались ошеломляющими: Рок, израсходовав всего три миллиона, через непродолжительное время вернул инвесторам почти девяносто.

Вожделенным воспоминанием венчурных капиталистов является компания Cisco Systems, один из мировых лидеров производства сетевых маршрутизаторов и телекоммуникационного оборудования. В 1987 году Дон Валентин (Don Valentine) из Sequoia Capital приобрел за $2,5 миллиона пакет акций Cisco. Через год стоимость его пакета составила $3 миллиарда.

Артур Рок, семья Дреперов, Франклин (Питч) Джонсон, Том Перкинс - основоположники венчурного капитала и его легенда. Усилиями этих людей и их последователей за последние 30 лет в Соединенных Штатах были созданы сотни тысяч новых рабочих мест и миллиарды долларов дополнительных доходов. Становление венчурного капитала совпало по времени с бурным развитием компьютерных технологий и ростом благосостояния среднего класса американцев. Современные гиганты компьютерного бизнеса DEC, Apple Computers, Compaq, Sun Microsystems, Microsoft, Lotus, Intel сумели стать тем, кем они есть теперь во многом благодаря венчурному капиталу. Более того, бурный рост новых отраслей, таких как персональные компьютеры и биотехнология, оказался возможным в основном при участии венчурных инвестиций. Том Перкинс вспоминал: "Деньги, которые мы делали, на самом деле являлись побочным продуктом, ... нами двигало желание создавать успешные компании, находящиеся на острие удара, развивающие изумительные новые технологии, которым предстояло перевернуть мир" (The Red Herring, Issue 9).

До появления венчурного капитала в Европе чуть более 15 лет назад, частные предприниматели попросту не имели свободного доступа к источникам финансирования акционерного капитала. С середины 80-х европейские вкладчики стали больше интересоваться возможностями инвестиций в акции, вкладывая меньше средств в традиционные для них активы с фиксированным доходом (The International, June 1996, Issue #100). Пионером венчурной индустрии в Европе была и остается Великобритания - старейший и наиболее мощный мировой финансовый центр. В 1979 году общий объем венчурных инвестиций в этой стране составлял всего 20 миллионов английских фунтов, а уже через 8 лет, в 1987 году, эта сумма составила 6 млрд. фунтов. За истекшее десятилетие венчурный бизнес в Европе аккумулировал 46 млрд. ECU долгосрочного капитала, и в настоящее время количество проинвестированных частных компаний составляет около двухсот тысяч. В 1996 году в этом инвестиционном бизнесе трудилось более 3.000 профессиональных менеджеров и инвесторов. В 20 странах Европы насчитывалось 500 венчурных фондов и компаний (EVCA White Paper. Boosting Europe's growing companies. p.1). Рекордным для Европы стал именно этот год. Объем инвестиций достиг отметки 6,8 млрд. ECU. Суммарный объем капиталов новых фондов, влившихся в венчурный бизнес в этом году, составил 7,9 млрд. ECU, что в почти два раза превысило уровень 1995 г. При этом, 15% всех инвестиций было сделано за пределами Европы (против 9% в 1995 г.), преимущественно в так называемые "новые рынки" (emerging markets), куда относится и Россия (Financial Times 05.06.1997).

Процесс становления и развития венчурного бизнеса на определенном этапе потребовал создания профессиональных организаций. Они стали возникать как некоммерческие ассоциации. Сначала создавались национальные ассоциации, из которых самой старой является Британская ассоциация венчурного капитала (BVCA), основанная в 1973 году. Европейская ассоциация венчурного капитала, основанная в 1983 году всего 43 членами, в настоящее время насчитывает 320 (EVCA White Paper. Boosting Europe's growing companies. p.1). Различия в целях и задачах, которые ставят перед собой национальные ассоциации, обусловлены разным уровнем экономического развития стран и регионов мира, а также приоритетами национальных экономических политик. Однако, сама потребность формальной структуризации венчурного движения - свидетельство его зрелости и растущего влияния.

Венчурные фонды в России стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). Региональные Венчурные Фонды (РВФ), число которых составляет 11, были образованы в 11 различных регионах России. Одновременно с ЕБРР другая крупная финансовая структура - Международная Финансовая Корпорация (International Finance Corporation) также решилась на участие в создаваемых венчурных структурах совместно с некоторыми известными в мире корпоративными и частными инвесторами. В 1997 году 12 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования (РАВИ) со штаб-квартирой в Москве и отделением в Санкт-Петербурге. По данным "Financial Times", на сентябрь 1997 г. в России действовали 26 специализированных фондов, инвестирующих в российские корпоративные активы, с суммарной капитализацией в $1,6 млрд. Помимо этого, еще 16 восточноевропейских фондов инвестировали в Россию часть своих портфелей (FT, September, 02,1997).

Что же такое венчурное финансирование?

Существует множество определений того, что такое венчурное финансирование, но все они так или иначе сводятся к его функциональной задаче: способствовать росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций.

Венчурный капиталист, стоящий во главе фонда или компании, не вкладывает напрямую собственные средства в компании, акции которых он приобретает. Венчурный капиталист - это посредник между синдицированными (коллективными) инвесторами и предпринимателем. В этом заключается одна из самых принципиальных особенностей этого типа инвестирования. С одной стороны, венчурный капиталист самостоятельно принимает решение о выборе того или иного объекта для внесения инвестиций, участвует в работе совета директоров и всячески способствует росту и расширению бизнеса этой компании. С другой - окончательное решение о производстве инвестиций принимает инвестиционный комитет, представляющий интересы инвесторов. В конечном итоге, получаемая венчурным инвестором прибыль принадлежит только инвесторам, а не ему лично. Он имеет право рассчитывать только на часть этой прибыли.

Эти принципы были заложены еще на начальном этапе становления венчурного капитала отцами-основателями этого бизнеса - Томом Перкинсом, Юджином Клейнером, Франком Кофилдом, Бруком Байерсом и др. В 50 - 60 годы они разработали новые основополагающие концепции организации финансирования: создание партнерств в виде венчурных фондов, сбор денег у партнеров с ограниченной ответственностью и установление правил защиты их интересов, использование статуса генерального партнера. Такое организационное оформление инвестиционного процесса явилось новаторским для Америки середины XX века и создавало очень весомое конкурентное преимущество.

Сам Том Перкинс так описывал этот процесс: " Оглядываясь назад, я думаю, что то, что мы тогда придумали, было правильным. Прежде всего, мы всегда помнили и отдавали себе отчет в том, что наши партнеры с ограниченной ответственностью были источником наших капиталов, поэтому мы изначально разработали ряд правил, которые защищали их интересы. Например, вплоть до сегодняшнего дня ни один генеральный партнер не может иметь личных инвестиций в компании, в которой могут быть заинтересованы партнеры, даже в том случае, если со временем они отказываются от нее. Этот принцип гарантирует, что конфликта между нашими личными интересами и нашими интересами как партнеров не возникнет. Даже в том случае, когда кто-либо из нас как член совета директоров по льготной цене имеет возможность приобрести часть акций, мы обязаны передать их нашим партнерам, чтобы они также могли извлечь из этого пользу. Кроме того, в отличие от других венчурных фондов, мы никогда не реинвестировали прибыль. Вся прибыль немедленно распределялась между нашим партнерам с ограниченной ответственностью, и, таким образом, все наши фонды прекращали свое существование. Нашим инвесторам это пришлось по душе. Еще одним принципом было то, что вновь создаваемые фонды не имели право инвестировать в те компании, куда вкладывали деньги наши более ранние фонды..." (The Red Herring, Issue 9).

Эти принципы сохраняются в основном неизменными по сей день. Организационная структура типичного венчурного института выглядит следующим образом. Он может быть образован либо как самостоятельная компания, либо существовать в качестве незарегистрированного образования как ограниченное партнерство (нечто вроде "полного" или "коммандитного" товарищества, использую российскую юридическую терминологию). В некоторых странах под термином "фонд" (fund) понимают скорее ассоциацию партнеров, а не компанию, как таковую. Директора и управленческий персонал фонда могут быть наняты как самим фондом, так и отдельной "управляющей компанией" (management company) или управляющим (fund manager), оказывающим свои услуги фонду. Управляющая компания, как правило, имеет право на ежегодную компенсацию (management charge), обычно составляющую до 2,5% от первоначальных обязательств инвесторов (investor's initial commitments). Кроме того, управляющая компания или частные лица, сотрудники управленческого штата, равно как и генеральный партнер (general partner) могут рассчитывать на так называемый "carried interest" - процент от прибыли фонда, обычно достигающий 20%. Чаще всего этот процент не выплачивается до тех пор, пока инвесторам не будут полностью возмещены суммы их инвестиций в фонд, и, кроме того, заранее оговоренный возврат на их инвестиции (hurdle).

В случае создания ограниченного партнерства (limited partnership) основатели фонда и инвесторы являются партнерами с ограниченной ответственностью (limited partners). Генеральный партнер в этом случае отвечает за управление фондом или осуществляет функции контроля за работой управляющего. Ограниченное партнерство свободно от налогообложения (tax transparent). Это означает, что оно не является объектом налогообложения, а его участники должны платить все те же налоги, какие они заплатили бы, если бы принадлежащий им доход или прибыль поступали непосредственно от тех компаний, куда они самостоятельно вкладывали свои средства.

Процесс формирования венчурного фонда носит название "сбор средств" (fund rising). Специализация на рынке капитала потребовала появления профессионалов, специализирующихся на управлении деньгами, им не принадлежащими (other people money). Для принятия инвесторами решения об инвестиции в какой-либо венчурный фонд они хотели бы получить ответ на следующий вопрос: почему имеет смысл вкладывать деньги именно в данный фонд. (Предполагается, что эти люди не испытывают недостатка в предложениях подобного рода.) Чтобы обеспечить их подробной информацией, учредители фондов на начальном этапе выпускают меморандум (placement memorandum), где подробно описаны цели и задачи фонда, специфические условия его организации и предпочтения.

Традиционные источники формирования инвестиционных фондов на Западе - средства частных инвесторов (business angels), инвестиционные институты (corporate investors), пенсионные фонды (pension funds), страховые компании (insurance companies), различные правительственные агентства и международные организации. Подавляющее большинство работающих в России и с Россией фондов созданы либо непосредственно международными организациями (Региональные венчурные фонды и Фонды долевого участия в малых предприятиях Европейского Банка Реконструкции и Развития), либо национальными, в рамках межправительственных соглашений (US-Russia Defense Fund, The US-Russia Investment Fund (TUSRIF). Частные венчурные фонды пока еще слабо представлены на российском рынке.

После полного закрытия, т.е. завершения сбора средств (fund closing) венчурного фонда, собственно, и начинается сам процесс "венчурования" (venturing) - практическая работа по поиску, нахождению, выбору, оценке и вхождению в инвестируемую компанию. Венчурные инвесторы по определению - люди, готовые идти на риск. Иногда - даже на очень большой риск. Венчурные капиталисты, однако, скорее сознательно готовы принимать риск, но отнюдь не ищут его. Правильная оценка соотношения риска и вознаграждения - скорее искусство, чем профессия.

Как работают венчурные инвесторы

В центре любого инвестиционного проекта всегда находится предприниматель. Он общается не с неким обезличенным "венчурным капиталистом", а с таким же, как и он сам предпринимателем, который управляет венчурным фондом. В основе этого бизнеса в большей степени, чем где бы то ни было еще, лежат человеческие отношения. Взаимоотношения между двумя предпринимателями на сленге, принятом в среде венчурных капиталистов называются "people chemistry" (букв. "людская химия"). Сделка между этими людьми строится по принципу "выигрыш-выигрыш". Личная симпатия и общность взглядов на дальнейшее развитие бизнеса инвестора и предпринимателя при этом имеют едва ли не большее значение, чем выводы, полученные в ходе финансового или рыночного анализа. Том Перкинс вспоминал в этой связи: "Клейнер и я искали партнеров, которые бы думали и действовали так же, как и мы. Фрэнк Кофилд, Брук Байерс, Джон Дорр, Джим Лалли и Винод Холса - люди, которые принимают активное участие в управлении, с хорошими техническими знаниями, очень компетентные и очень нетерпеливые. К успехам компаний они относились даже более ревниво, чем сами предприниматели. Они работали, не щадя себя, потому что хотели выиграть" (The Red Herring, Issue 9).

Deal-flow

Поиск и отбор компаний (search, screening и deal-flow) - важная составляющая процесса инвестирования. Повседневная работа современного венчурного инвестора по нахождению "спящих красавиц" мало чем отличается от той, которую проделывали в свое время пионеры этой индустрии. Франклин (Питч) Джонсон вспоминал, в июне 1998 г. обращаясь к аудитории годового собрания Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования: "В 1962 году моему партнеру ... Биллу Дрепперу и мне пришлось немало попотеть, чтобы раскопать интересные сделки. Просиживать в офисе в ожидании когда тебя начнут посещать люди было бессмысленно. Мы выработали в себе привычку надолго оставлять свои кабинеты и посещать университетские лаборатории, общаться с чиновниками, беседовать с юристами и бухгалтерами и даже просто стучаться в двери офисов, где помещались начинающие компании...".

Вне зависимости от ориентации и предпочтений венчурных фондов, общим критерием оценки для всех них является ответ на единственный вопрос: способна ли компания (и бизнес, в котором она находится) к быстрому развитию? Финансовый риск венчурного инвестора может оправдать только соответствующее вознаграждение, под которым понимается возврат на вложенный капитал выше некого среднего уровня. Возврат на вложенный капитал (Internal Rate of Return IRR) - общепринятый показатель измерения вознаграждения. В европейской и британской ассоциациях венчурного капитала он считается стандартом оценки доходности инвестиционного проекта.

Венчурные капиталисты не рассчитывают на быстрый возврат своих инвестиций. Учитывая скорость восстановления рыночных механизмов в России, 5 - 10 лет (время существования венчурных фондов) кажутся вполне реалистичным сроком для созревания предпосылок полноценного развития финансовой инфраструктуры. Собственно говоря, именно скорость перехода российской экономики от административно- командной к рыночной явилось побудительной причиной, заставившей венчурный капитал обратиться в сторону России. Однако, на этот счет нельзя заблуждаться - пока это всего лишь аванс. Сможет ли альтернативное финансирование прижиться на суровой российской почве - зависит от многих факторов - макроэкономических, политических, социальных и пр. Едва ли меньшее значение будет иметь способность российского делового сообщества к самоорганизации и созданию независимых и устойчивых объединений. Этот процесс еще только начался.

Due Diligence

После того, как компания попадает в поле зрения венчурного капиталиста, начинается долгий и непростой процесс взаимного "ухаживания", который носит название "тщательное наблюдение" или "изучение" (due diligence). Эта стадия - самая длительная в венчурном инвестировании, продолжающаяся порой до полутора лет, завершается принятием окончательного решения о производстве инвестиций или отказе от них. В брошюре одной из крупнейших западных маркетинговых компаний DataMerge, посвященной венчурному капиталу, этот этап описан следующим образом: "Если испанская инквизиция на протяжении всей истории ассоциировалась с физическими пытками с целью достижения духовного послушания, общение с венчурным инвестором можно сравнить с интеллектуальным истязанием. Если даже вам удастся выжить, он пропустит ваши мозги через такую мясорубку, что вы будете готовы на все, чтобы доказать ему, что мыслите также, как и он." (www.datamerge.com).

Рассмотрению подвергаются все аспекты состояния компании и бизнеса. По результатам такого исследования, если принимается положительное решение, составляется инвестиционное предложение или меморандум (investment offer или memorandum), где суммируются все выводы и формулируется предложение для инвестиционного комитета (investment committee), который и выносит окончательный приговор. Как правило, составление меморандума означает почти окончательное решение, поскольку в венчурном бизнесе принято доверять друг другу: инвестиционный комитет безусловно полагается на мнение исполнительного директора или менеджера фонда, который в свою очередь несет полную ответственность за сделанное им предложение. Тем не менее, отказ вполне вероятен даже на этом, окончательном этапе.

В венчурном бизнесе принята следующая классификация компаний, претендующих на получение инвестиций (Источник: EVCA Yearbook, 1997):

Seed - (букв. - "компания для посева")

По сути это - только проект или бизнес-идея, которую необходимо профинансировать для проведения дополнительных исследований или создания пилотных образцов продукции перед выходом на рынок.

Start up - (букв. - "только возникшая компания")

Недавно образованная компания, не имеющая длительной рыночной истории. Финансирование для таких компаний необходимо для проведения научно-исследовательских работ и начала продаж.

Early stage (начальная стадия)

Компании, имеющие готовую продукцию и находящиеся на самой начальной стадии ее коммерческой реализации. Такие компании могут не иметь прибыли, и, кроме того, могут требовать дополнительного финансирования для завершения научно-исследовательских работ.

Expansion (расширение)

Компании, которым требуются дополнительные вложения для финансирования своей деятельности. Инвестиции могут быть использованы ими для расширения объемов производства и сбыта, проведения дополнительных маркетинговых изысканий, увеличения основных фондов или рабочего капитала.

Кроме перечисленных выше, инвестиции венчурных фондов и компаний могут быть использованы для:

Bridge financing (букв. - "наведение моста")

Этот тип финансирования предназначен для компаний, преобразуемых из частных в открытые акционерные общества и пытающихся зарегистрировать свои акции на фондовой бирже.

Management Buy-Out (букв. - "выкуп управляющими")

Инвестиции, предоставляемые управляющим и инвесторам существующей компании для приобретения ими действующих производств или бизнеса в целом.

Management Buy-In (букв. - "выкуп управляющими со стороны")

Финансовые ресурсы, предоставляемые венчурным инвестором управляющему или группе управляющих со стороны для приобретения ими компании.

Turnaround (букв. - "переворот")

Финансирование компаний, испытывающих те или иные проблемы в своей деятельности с целью обретения стабильности и более прочного финансового положения.

Replacement Capital (букв. - "замещающий капитал") или Secondary Purchase (букв. - "вторичная покупка")

Приобретение акций действующей компании другим венчурным институтом или другим акционером/акционерами.

Сегодня в России инвестиции осуществляются преимущественно в компании первой группы. Последние пять типов финансирования практически не представлены на венчурном рынке.

Hands-on

Когда подготовительная работа завершена и предприниматель со своей компанией получают инвестиции, наступает новая стадия, носящая название "hands-on management" или "hands-on support". Перевести это образное выражение можно как "управлять (или помогать), держа руку на пульсе". Инвестору небезразлично, как компания использует предоставляемые им средства. Это не означает, что над финансово-хозяйственной деятельностью учреждается мелочная опека. Представитель венчурного фонда, как правило - инвестиционный менеджер, входит в состав Совета директоров компании в качестве неисполнительного директора. Он присутствует на регулярных заседаниях Совета и принимает участие в разработке стратегических решений. Исполнительные директора компании отчитываются перед Советом, как этого требует ее устав. Обычно, раз в месяц на Совет директоров подаются отчеты управляющих (management accounts), которые составляются в произвольной форме. По сути это - месячные отчеты о движении денежных средств компании. В тех фирмах, где существует эффективная система управления финансами и отчетности (нечастный случай для российских компаний), Совет директоров может регулярно получать основные финансовые отчеты (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств).

Присутствием представителя фонда на заседаниях и контроль с его стороны за финансовым состоянием инвестированной компании, не ограничивается участие венчурного института в делах этой фирмы. Приходя в компанию, венчурный капиталист приносит с собой один из ценнейших для бизнеса активов - свои деловые контакты и опыт. Вопрос, который постоянно обсуждается на встречах венчурных капиталистов: "каким образом мы можем повысить ценность нашей компании?" Повышение ценности (adding value) - обязательная для исполнения задача инвестора. Как распорядители значительных денежных ресурсов и опытные профессионалы, венчурные инвесторы занимают порой видное положение в деловом сообществе и располагают многочисленными полезными контактами. Проведенное Европейской Ассоциаций Венчурного Капитала исследование дает следующую картину оценки роли и значения венчурных инвесторов со стороны владельцев venture-backed компаний (компаний с венчурным капиталом):

Большинство опрашиваемых компаний с венчурным капиталом признают, что инвесторы привносят в них нечто большее, чем просто финансы. Только 12% считают, что их венчурные инвесторы являются обычными "менеджерами фонда. 52% полагают, что они являются "настоящими партнерами". Компания, получившая инвестицию, имеет все шансы попасть в особую семью. В России ценность звания "venture-backed" компании пока не ощущается. Однако, логика развития венчурного бизнеса в этой стране в ближайшем будущем приведет, вероятно, к созданию собственной финансовой инфраструктуры для таких компаний, как это произошло уже в Европе и Америке.

Выход компаний на биржу, иными словами преобразование ее из закрытой частной фирмы в открытую акционерную компанию, - один из путей выхода венчурного инвестора из нее, заключительная стадия процесса инвестирования (exit). В принципе, существует несколько альтернатив расставания с компанией, однако российская практика "выхода" венчурных инвесторов из проинвестированных компаний еще пока не сложилась.

Бизнес-план и бизнес-планирование

Любое рассмотрение предлагаемой сделки начинается с предоставления бизнес-плана. На заре венчурного бизнеса ему не придавалось такого значения, как сегодня. Том Перкинс составил бизнес-план Intel на полутора страницах. И сегодня в США, на родине венчурного капитала, все может решаться значительно быстрее и проще, чем в Европе, не говоря уже об остальном мире. Джерри Каплан, основатель GO Corporation, одной из самых ярких компьютерных фирм в Силиконовой долине в конце 80-х годов, так описывал свой опыт представления венчурным инвесторам изобретенного им мини-компьютера с распознавателем рукописного почерка:

"Вскоре после встречи в Бостоне, Митчел организовал мою встречу с легендарным венчурным капиталистом Джоном Дорром... Джон попросил меня прийти к нему в офис в следующий понедельник, чтобы познакомиться с некоторыми его друзьями. Я подумал, что это будет ни к чему не обязывающая беседа, хотя любой мало-мальски опытный предприниматель сразу бы понял что к чему: для венчурных капиталистов понедельник - такой же священный день, как воскресенье для Ватикана. В этот день венчурные капиталисты со всего мира собираются на свои официальные встречи, чтобы ознакомиться с новыми проектами.

Я появился в назначенный час, в свитере, с расстегнутым воротником рубахи. В руках у меня был темно-коричневая кожаная папка, в которой находилось несколько листов бумаги и ручка... Никакого бизнес-плана, никаких слайдов, ни графиков, ни финансовых прогнозов, ни образцов.

... Джон Дорр представил меня, рассказав мою биографию..., а затем повернулся ко мне. Я чувствовал, что будто падаю в пропасть... и решил перейти прямо к делу: "Господа, вы наверное думаете, что дальше зарабатывать деньги, создавая новую компанию по производству персональных компьютеров, уже невозможно. Конкуренция ужасающая, а барьеры вступления в рынок почти непреодолимы. Тем не менее, я хочу сказать вам, что тот компьютер, к которому мы все привыкли и полюбили, возможно, далеко не самое совершенное создание. Я считаю, что новый тип компьютера, больше похожий на блокнот для записей, а не на пишущую машинку, где вместо клавиатуры можно использоваться шариковую ручку, будет более удобен для работы за столом..." Я продолжал говорить о технических подробностях и технологии... Слушатели казались мне очень напряженными. Я не мог понять: то ли их раздражало, что я не подготовился к выступлению, то ли они просто пытались вникнуть в то, о чем я им говорю... Я решил, что немного театральности не помешает... Я поднял свою папку и небрежно бросил ее на середину стола, где она и приземлилась с громким шумом: "Господа, вот так будет выглядеть следующий шаг в компьютерной революции." (Jerry Kaplan. Start up. Pp. 23-24).

Эта презентация принесла Каплану первые $1,5 миллиона. Впоследствии он работал с несколькими венчурными инвесторами. В 1993 году стоимость фирмы Каплана составляла от $150 до $170 миллионов.

Написание бизнес-плана - почти искусство. Сегодня целая когорта профессионалов занимается составлением бизнес-планов. Существует несколько отечественных программных продуктов, позволяющих рассчитать инвестиционные проекты. К сожалению, за редким исключением, составленные профессиональными консультантами бизнес-планы или те, в которых содержатся расчеты, сделанные при помощи той или иной специальной компьютерной программы, оказываются в мусорной корзине венчурного инвестора.

Большинству российских предпринимателей, общающихся с западными инвесторами, свойственно впадать в две крайности. Одни полагают, что наличие красиво оформленной и гладко написанной бумаги, перенасыщенной псевдонаучными экономическими терминами, автоматически гарантирует им получение инвестиций. Другие, напротив, считают, что "вся эта писанина" не имеет никакого отношения к тому реальному бизнесу, которым им приходится заниматься, и потому подают на рассмотрение несколько малоприличных листов бумаги с совершенно фантастическими прогнозами.

При всей значимости этого важного документа, венчурный капиталист прежде всего оценивает личность самого предпринимателя и качество его команды через написанный ими самими бизнес-план. Венчурных капиталистов можно назвать профессиональными читателями бизнес-планов. Предприниматель, решившись обратиться к венчурному инвестору, делает это один или несколько раз в жизни. Венчурный инвестор, особенно на Западе, еженедельно может рассматривать десятки бизнес-планов. Сегодня практически в любом книжном магазине можно приобрести пособия по составлению бизнес-плана. В них детальнейшим образом расписаны его структура и содержание каждого из разделов, поэтому подробно останавливаться на рассмотрении этого документа не имеет смысла. Но ни в одном учебнике или методической рекомендации нельзя прочитать, что бизнес-план - это не формальное описание бизнеса, а его сущность, выраженная в письменной форме. Бизнес-план - один из конечных продуктов того, что называется корпоративной культурой (corporate culture) компании. В зависимости от того, какая атмосфера царит в компании, как складываются взаимоотношения между сотрудниками, как распределены полномочия, какие цели и задачи ставит перед собой предприниматель и его команда, облик бизнес-плана может принимать самые разные выражения.

Большинство инвесторов предпочитают видеть бизнес-планы, составленные самой компанией, без привлечения сторонних консультантов. Такой документ лучше всего дает представление о сильных и слабых сторонах фирмы и ее людях. Универсального бизнес-плана, пригодного на все случаи жизни, не существует. Венчурный капитал, как источник альтернативного финансирования, предъявляет свои особые требования к объекту инвестирования. Предпочтения и стиль работы разных венчурных фондов могут значительно разниться между собой. Поэтому прежде, чем приступать к составлению бизнес-плана, предпринимателю следует как можно лучше понять, чего ждет от него инвестор, и только после этого приступать к его написанию. Единственным и неизменным требованием любого венчурного института к составителю бизнес-плана является честное и откровенное изложение того, что происходит в компании и вокруг нее. Лучше изначально продемонстрировать пределы своих возможностей, чем вынуждать людей тратить время и силы, чтобы впоследствии заставить их испытать разочарование.

Выявление и оценка рисков происходит в ходе многочисленных личных встреч менеджеров венчурного фонда с предпринимателем, сотрудниками компании, опросов клиентов и поставщиков, сбора данных из доступных источников, изучения исследований рынков, проводимых специализированными компаниями. Очень часто венчурные фонды нанимают независимых специалистов для проведения технической экспертизы, финансового и юридического аудита. Даже самая стабильная компания сталкивается в своей работе с разнообразными проблемами, многие из которых плохо поддаются контролю. Целью изучения потенциальных опасностей для венчурного капиталиста является не механическое суммирование расчетных коэффициентов рискованности. Критическое изучение вероятных осложнений проводится для того, чтобы представить, как управляющие компанией смогут противодействовать им. Выносимые венчурным капиталистом на этот счет суждения совсем не обязательно должны быть объективными. Однако, это и невозможно, когда речь идет об оценке такого слабо поддающегося количественному измерению фактора как "человеческий потенциал". Всегда следует помнить, что венчурный капиталист инвестирует не в идеи, а людей.

Тем не менее, не следует считать, что деятельностью венчурного инвестора руководят исключительно произвольные мотивы и пристрастия. Наоборот, рассчитывая на длительное "совместное проживание" с компанией, он пытается сочетать методы объективного анализа с собственными субъективными ощущениями, имеющими зачастую значение не менее важное.

Особую заинтересованность инвестора в бизнес-плане вызывает описание того, как предприниматель представляет себе будущее своего бизнеса. Именно здесь ярче всего проявляются личности составителей этого документа. Бизнес-планирование основывается на понимании предпринимателем своей настоящей и будущей роли на рынке. Искушенный инвестор может достаточно легко и быстро определить, с кем ему приходится иметь дело: с производственником или рыночником, с погрязшим в текучке трудягой или человеком, обладающим видением целостной картины, идеалистом или прагматиком.

Планирование - сложная задача, особенно в условиях непредсказуемости и низкой информационной насыщенности российского бизнеса. Положение усугубляется еще и тем, что управляющий фондом будет неоднократно проверять достоверность представленных ему расчетов и предположений, а он зачастую располагает большими информационными возможностями, чем сам предприниматель. В таких обстоятельствах попасть в сложное положение достаточно легко. Чтобы избежать этого, стоит внимательно ознакомиться с некоторыми рекомендациями из уже упоминавшейся брошюры компании DataMerge):

На какие вопросы нужно быть готовым отвечать, общаясь в венчурным инвестором:
1. Каким бизнесом занимаетесь вы и ваша команда?
2. Способны ли члены вашей команды добиваться поставленных целей?
3. Что движет каждым членом вашей команды?
4. Способна ли команда в целом выполнить описанные в бизнес-плане задачи?
5. Каким образом ваша компания и продукция "вписываются" в ту отрасль, которую они обслуживают?
6. Каковы тенденции развития вашего рынка?
7. Каковы ключевые факторы успеха в вашем бизнесе?
8. Каков совокупный объем продаж в вашей отрасли и каковы темпы изменения этого показателя?
9. Какие изменения в вашей отрасли в наибольшей степени могут повлиять на прибыльность вашей компании?
10. Каковы сезонные колебания в вашей отрасли?
11. В чем заключаются особенные отличия вашего бизнеса?
12. Почему вы считаете, что у вашего бизнеса высокий потенциал роста?
13. Почему вы обращаетесь за инвестициями именно в настоящий момент?
14. Почему на ваш взгляд ваш бизнес имеет шансы на успех?
15. Какую пользу приносит ваша продукция или услуга?
16. Какие конкретно проблемы потребителя решает ваш продукт или услуга?
17. На каком этапе жизненного цикла находится ваш продукт?
18. Как может повлиять на ваш бизнес и вашу продукцию появление новых технологических решений?
19. Каким требованиям должен отвечать производимый вами продукт?
20. В чем уникальность вашего бизнеса и продукции?
21. Почему вы думаете, что сумеете выиграть в конкуренции с более крупными фирмами?
22. На самом деле ваш продукт удовлетворяет неким специфическим требованиям покупателей?
23. Есть ли у вашей продукции собственная торговая марка?
24. Обращаются ли повторно к вам покупатели?
25. Каким является ваш продукт: высоко или низкокачественным?
26. Являются ли ваши клиенты конечными потребителями вашей продукции?
27. Ваш продукт пользуется массовым или индивидуальным спросом?
28. Кто ваши конкуренты?
29. В чем преимущества ваших конкурентов по сравнению с вами?
30. В чем ваши преимущества по сравнению с конкурентами?
31.
В чем конкретно проявляется конкуренция: в ценовой политике, обслуживании или послепродажном сервисе, в качественных характеристиках продукции?
32. Существуют ли аналоги вашей продукции?
33. Как в целом отражается конкуренция на вашей компании?
34. Если вы планируете занять какую-то долю рынка, каким образом вы сумеете это осуществить?
35. Что является наиболее существенным в вашем плане маркетинга?
36. Ваша маркетинговая политика направлена в основном на расширение продаж или производства?
37. Насколько важна реклама для вашего плана маркетинга?
38. Как зависит объем продаж от рекламной политики?
39. Как будет меняться ваш план маркетинга по мере насыщения рынка?
40. Насколько необходимы прямые продажи?
41. Какова емкость вашей клиентской базы?
42. Кто ваш типичный покупатель?
43. Сколько времени проходит между первым контактом с покупателем и самим актом продажи?
44. Какими производственными мощностями вы располагаете?
45. Где "узкие места" на вашем производстве?
46. Насколько важен для вас контроль за качеством?
47. Каков объем текущих запасов на настоящий момент?
48. Вы ориентируетесь на серийный выпуск продукции или на выполнение индивидуальных заказов?
49. Существуют ли какие-то специфические требования по безопасности на вашем производстве?
50. Кто ваши поставщики и давно ли они находятся в бизнесе?
51. Сколько у вас поставщиков?
52. Испытываете ли вы затруднения с приобретением материалов и комплектующих?
53. Какой у вас штат?
54. Сколько еще людей потребуется в ближайшем будущем
?
55. Где вы планируете набирать новых сотрудников?
56. Какова структура персонала: сколько штатных сотрудников, совместителей, управленцев, вспомогательного персонала, основных производственных рабочих?
57. Во что вам обходится подготовка и обучение персонала?
58. Ваши производственные рабочие - в основном квалифицированные или неквалифицированные специалисты?
59. Существует ли в вашей отрасли профсоюз и какие у вас с ним взаимоотношения?
60. Насколько изношено ваше оборудование?
61. Сколько вы тратите в год на его содержание?
62. Сколько средств в ближайшие 5 лет вам потребуется для инвестиций в основные средства?
63. Каким оборудованием располагают ваши конкуренты?
64. Вы арендуете используемое оборудование или являетесь его собственником?
65. Каковы условия аренды?
66. Есть ли задолженность по аренде?
67. Сумеете ли вы выполнить свой бизнес-план, используя только имеющееся оборудование?
68. Если вы планируете расширяться, возникнет ли необходимость переезда на новые площади?
69. Кто владеет
патентом?
70. Имеется ли лицензионное соглашение между вами и патентовладельцем?
71. У кого еще, кроме вас, есть лицензии?
72. Ведете ли вы научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)?
73. Сколько ежегодно вы расходуете на НИОКР?
74. Как повлияют результаты НИОКР на последующие продажи?

Разумеется, это далеко не исчерпывающий перечень вопросов, которые обычно задает венчурный инвестор. На часть из них более подробно может ответить ваш бизнес-план, частично вы проясните ситуацию в ходе многочисленных личных встреч с управляющими фондом. В России, однако, нужно быть готовым ответить еще на ряд дополнительных вопросов, к примеру:
1. Является ли ваша компания частной или приватизированной?
2. Откуда вышли вы и члены вашей команды?
3. Кто еще является акционером (соучредителем) и каковы ваши взаимоотношения с ними?
4. Совпадают ли ваши собственные устремления с целями других акционеров?
5. Каковы ваши реальные обороты и прибыль, и как они распределяются?
6. Какие способы вы применяете для минимизации налогообложения?
7. Насколько квалифицированы ваши бухгалтеры, чтобы уберечь ваш бизнес от возможных начетов со стороны проверяющих органов?
8. Какие у вас взаимоотношения с контролирующими государственными органами?
9. Как обстоят дела с платежами в вашей отрасли?
10. Каким образом с вами расплачиваются ваши клиенты: деньгами, денежными эквивалентами, бартером, взаимозачетами?
11. Насколько безнадежна ваша дебиторская задолженность?
12. Есть ли у вас займы от частных лиц и какие проценты по ним вы платите?
13. Кто ваши кредиторы и какие у вас с ними взаимоотношения?
14. Насколько защищен ваш бизнес от возможных посягательств на него и во что вам это обходится?
15. Каковы ваши личные цели?
16.

В связи с бизнес-планированием, следует упомянуть еще об одной характерной для российских предпринимателей особенности. Многие из них полагают, что запрашивая большую сумму инвестиций, они тем самым создают дополнительный резерв для своего бизнеса. Практика показывает, что это не так. Гарри Фитцгиббонс (Harry Fitzgibbons), проинвестировавший около сотни компаний в США, Европе, Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии, однажды сказал, что его более всего поражает один постоянно повторяющийся парадокс: большинство фирм, получивших инвестиции, в течение непродолжительного промежутка времени после этого резко снижали свои показатели. Рост компании в конечном итоге оказывается в прямой зависимости от того, насколько эффективно она умеет управлять собственными ресурсами. Излишне привлекаемые средства "перегревают" бизнес, заражая менеджеров эйфорией нескончаемого благополучия и заставляя их принимать часто необдуманные решения. Если же оказывается, что привлекаемых средств недостаточно, этому существует два вероятных объяснения: либо текущие обязательства компании настолько велики, что показ этого инвестору немедленно вызовет его отказ от дальнейшего сотрудничества, либо предприниматель сам до конца не представляет, зачем ему были нужны эти средства. К сожалению, констатировать это можно только употребляя прошедшее время.

Какие же факторы в конечном итоге помогают добиться желаемого результата при работе с венчурным инвестором?
1. Наличие бизнеса или продукта, обладающих потенциалом высокого роста.
2. Наличие настоящего предпринимателя со своей командой, стремящихся расширить и упрочить свой бизнес, улучшить благосостояние своей компании и свое собственное.
3. Умение убедить инвестора в искренности своих намерений и способности претворить эти намерения в жизнь.
4. Отчетливое понимание своего места на рынке, своих конкурентных преимуществ и недостатков.
5. Способность найти общий язык и взаимопонимание с инвестором



Хостинг от uCoz