| Главная | Содержание, | "Шутка"   

Бизнес-план для изобретателей

Нужен ли изобретателю бизнес-план?

Спросите у знакомого вам изобретателя - есть ли у него бизнес-план внедрения своего изобретения. Он посмотрит на вас удивленно: зачем ему еще какой-то бизнес-план?

Между тем изобретателю нужен бизнес-план дважды:

Первый раз изобретателю бизнес-план нужен для того, чтобы уяснить самому себе - каков коммерческий смысл его изобретения, есть ли вообще смысл заниматься его внедрением, и что это внедрение даст. Ведь внедрение всегда требует значительных затрат средств, времени и усилий.

Ответ на это может дать только всесторонне и тщательно проработанный бизнес-план, в котором должны быть просчитаны: стоимость исходных материалов, стоимость аренды производственных помещений, стоимость приобретения или аренды оборудования, стоимость воды, электричества, связи, затраты на зарплату, затраты на маркетинг и продажу конечного продукта, затраты на рекламу, налоги всех уровней, объемы необходимого финансирования, объемы продаж, доходы, возврат финансирования, прибыль. Все это должно быть проделано до того, как изобретатель начнет тратить свои последние деньги на организацию внедрения своего изобретения. Еще лучше, если это проделать до начала работы над изобретением, чтобы выяснить для самого себя - есть ли смысл это изобретать. Такой бизнес-план, хотя бы в черновике, изобретатель должен составить не для других, а для себя, и здесь главное - не приукрашивать действительность, не закладывать в бизнес-план данные, взятые "с потолка" и оставаться честным перед самим собой.

Одно дело заниматься изобретательством, а другое - внедрением изобретения. Для внедрения нужно быть бизнесменом, а свой бизнес он должен уметь планировать. По крайней мере, изобретатель должен владеть азами предпринимательства, чтобы понимать - как реализовать свое изобретение с коммерческой выгодой. Изобретатель должен понимать, что если для реализации его изобретения нельзя составить бизнес-план, то тогда и само изобретение реализовать невозможно.

Второй раз бизнес-план нужен изобретателю тогда, когда из-за отсутствия средств ему самому не удастся организовать внедрение изобретения, и надо будет искать для этого какого-то партнера, способного и желающего финансировать такое внедрение. Такой бизнес-план составляется уже для представления другому лицу, партнеру или инвестору, поэтому он должен быть составлен на языке, приемлемом для партнера или инвестора, по схеме, приемлемой для партнера или инвестора, и надлежащим образом оформлен. Такой бизнес-план несет двойную нагрузку (или решает две задачи): он должен доказать партнеру или инвестору целесообразность организации внедрения изобретения и вложения для этого необходимых средств, и он явится основой для изобретателя в переговорах с партнером или инвестором. Для партнера или инвестора такой бизнес-план должен дать убедительные доказательства того, что финансирование внедрения даст им серьезную прибыль. Для изобретателя положения бизнес-плана будут основными аргументами, когда в ходе переговоров он будет обосновывать свои условия, например, какая доля уставного капитала в совместном предприятии должна принадлежать ему, какую сумму называть в случае предложения по продаже патента, какую сумму называть в случае продажи лицензии на производство, и т.п. Без такого бизнес-плана позиции изобретателя на переговорах будут резко падать в сторону нуля, и ему просто не удастся получить наиболее выгодных для себя условий. Ведь простое требование изобретателя получить за лицензию, например, 1 миллион долларов вызовет только улыбку, если притязание на именно такую сумму ничем не будет подкреплено. Почему не 5 миллионов или почему не 10 тысяч? Только выводы бизнес-плана, доказывающие высокую прибыль от внедрения изобретения, будут таким подкреплением для изобретателя.

Да, многие внедренческие организации не требуют немедленного представления бизнес-плана, а в некоторых случаях могут даже сами составлять бизнес-планы.

Только изобретатель должен помнить, что отсутствие у него бизнес-плана в таком случае гораздо более выгодно для его партнеров, внедренческих организаций или инвесторов, чем для него, ведь тогда все аргументы на переговорах будут исходить не от изобретателя, а от другой стороны. У изобретателя останутся только эмоции и устойчивое ощущение, что его обманывают.

Между тем совсем не так редки такие предложения:

За ноу-хау - миллиард долларов

Изобретен способ обработки пищевой тары (пластиковых бутылок, пакетов "Тетрапак", упаковок "Данон" и т.п.) специальным составом - с целью подавления газовыделений с поверхности тары в продукт и исключения проникновения молекул кислорода внутрь емкости и обратно. Таким образом, пластмассовая и станиолевая упаковка всех видов по качеству становится такой же, как стеклянная, и сроки хранения продуктов в ней можно соответственно увеличить.

Думается, не надо пояснять, какие прибыли обещает массовое применение подобного состава. И потому его создатель назначил за свою технологию баснословную цену, указанную в заголовке...

Попробуйте, в свете сказанного, прокомментировать это "предложение" сами для себя. Вы ведь не считаете, что "не надо пояснять, какие прибыли обещает массовое применение подобного состава"? Как раз это надо не только пояснять, но и доказывать!

Итак, если Вы намерены реализовать Ваше изобретение, обязательно попытайтесь сначала подготовить бизнес-план сами. Будут трудности - обращайтесь за советом к нам.



Хостинг от uCoz